ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС

Главная > Статьи >ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС
Статьи

Трансграничное сотрудничество в банковской сфере в рамках СНГ

Современная динамика сотрудничества стран СНГ в экономической и финансовой сферах, даже несмотря на некоторое ускорение в посткризисный период, существенно отстает от потребностей их развития. Недостаточный уровень взаимодействия государств определяется целым комплексом факторов, как общих для всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и специфических для финансового сектора. К числу таких факторов относятся, в частности, следующие:

-значительные различия в уровне развития финансовых систем стран СНГ, обуславливающие существенное расхождение их интересов в денежно-кредитной сфере и затрудняющие выработку согласованной политики в области углубления валютной интеграции;

-сохраняющиеся в большинстве стран СНГ ограничения на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, препятствующие налаживанию более тесного инвестиционного сотрудничества государств;

-доминирующие позиции России на постсоветском пространстве, в том числе в финансовой сфере, с одной стороны, порождающие опасения у стран СНГ в возможном навязывании Россией своих условий при осуществлении интеграционных проектов, с другой - предполагающие ведущую роль Российской Федерации в финансировании этих проектов, что, в свою очередь, снижает ее заинтересованность в экономическом сотрудничестве;

-усиление влияния на страны СНГ со стороны иных региональных группировок, особенно ЕС и АСЕАН, способствующее ускорению центробежных тенденций на постсоветском пространстве;

-расширение присутствия на финансовых рынках стран СНГ банков и других финансовых институтов из третьих стран, объективно в меньшей степени заинтересованных в реализации интеграционных проектов в рамках СНГ.

Вместе с тем существует ряд важных предпосылок, позволяющих говорить о наличии положительных перспектив углубления экономической интеграции в рамках СНГ. Главной из них является активизация торгово-экономического сотрудничества на пространстве стран - членов Содружества, требующая адекватного расширения взаимодействия национальных финансовых рынков и институтов стран региона для обслуживания их динамично развивающихся внешнеторговых и инвестиционных связей.

Следует также отметить растущее понимание властей стран СНГ в необходимости ускорения интеграционных процессов, основанное на осознании общности проблем, с которыми приходится сталкиваться их финансовым системам, и важности налаживания межгосударственного сотрудничества при их решении. Это проявляется, в частности, в значительном повышении внимания к вопросам финансовой интеграции в программных документах Содружества, а также в других региональных группировках, в первую очередь ЕврАзЭС, принятых в 2007-2011 гг. Так, в «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г.» последовательное развитие взаимодействия государств в валютно-финансовой сфере определено как одна из приоритетных задач. В материалах и решениях ЕврАзЭС ставится более амбициозная цель по формированию странами- участниками общего рынка финансовых услуг, рассматриваемого в качестве необходимого элемента создаваемого ими единого экономического пространства.

Одновременно все больший интерес к укреплению интеграции национальных рынков капитала проявляет финансовый бизнес стран Содружества. Об этом свидетельствует как усиление взаимного проникновения банков и инвестиционных компаний из государств региона на рынки сопредельных стран, так и заметное оживление в последнее время деятельности союзов и ассоциаций, объединяющих финансовые институты стран Содружества, в том числе Финансово-банковского союза СНГ и МАБ СНГ.

Дальнейшее расширение взаимодействия стран СНГ в финансовой сфере предполагает в первую очередь обоснованное и четкое определение его основных целей, которые, с одной стороны, соответствовали бы подлинным интересам и потребностям государств, с другой - были бы реалистичными и выполнимыми в намеченные сроки. Постановка слишком масштабных и заведомо невыполнимых целей способна лишь создать эффект «бумажного» сотрудничества, как правило, далеко не способствующего реальной экономической интеграции. Так, например, было бы преждевременно ставить сегодня в практической плоскости задачу построения в СНГ единого финансового пространства, к ее решению страны Содружества, радикально отличающиеся по уровню развития финансового сектора, пока не готовы. Очевидно, что создание такого рынка потребует длительной подготовительной работы, которая, как показывает практика ЕС и АСЕАН, может занять многие годы даже при наличии политической воли сторон.

Учитывая это, главными целями сотрудничества государств СНГ в ближайшие годы могли бы стать обеспечение ускоренной модернизации их национальных финансовых и валютных систем путем реализации согласованных подходов и мер, а также сглаживание наиболее значимых качественных различий между странами в уровне развития их кредитных и валютно-финансовых рынков. В этой связи при определении основных на правлений и шагов по углублению интеграции в финансовой сфере безусловный приоритет целесообразно отдавать тем мерам, которые в наибольшей степени содействуют решению задач развития финансового сектора стран - членов СНГ. К числу таких направлений можно было бы отнести следующие.

Постепенное устранение действующих в странах СНГ ограничений на трансграничное движение капитала и допуск нерезидентов на внутренние рынки финансовых услуг в отношении инвесторов из других государств региона. По мнению экспертов, даже выборочное снятие национальных барьеров, в частности, для взаимного выхода эмитентов на рынки стран СНГ, дало бы мощный стимул для оживления инвестиционного сотрудничества в Содружестве и повышения емкости финансовых рынков его участников.

Принятие общих для государств Содружества стандартов регулирования отдельных ключевых аспектов финансовой деятельности и переход в дальнейшем сначала к выборочной, а затем и полномасштабной гармонизации их валютного законодательства. При выработке таких стандартов следовало бы учитывать опыт мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. и те предложения по реформированию денежной и валютной сферы, которые были подготовлены в рамках «Большой двадцатки». В качестве основных площадок для совместного обсуждения властями и бизнесом возможностей унификации валютного законодательства стран Содружества могли бы выступить действующие в нем ассоциации и союзы участников финансовых рынков, в частности ФБС СНГ.

Формирование в СНГ региональных международных финансовых центров, которые выполняли бы роль центральных фондовых площадок для размещения акций и долговых ценных бумаг эмитентами из стран СНГ.

Успешная реализация указанных мер способствовала бы подъему рынков капитала государств - участников СНГ, а также налаживанию ими более тесного сотрудничества в финансовой и валютной сферах. Все это обеспечило бы прочную основу для дальнейшей интеграции стран СНГ и построения в конечном итоге единого рынка финансовых и банковских услуг на постсоветском пространстве.

Построение в рамках СНГ общего рынка банковских услуг могло бы дать мощный импульс развитию торгово-экономических и инвестиционных связей в регионе, а также существенно расширить возможности для межстранового перелива капитала. Об этом свидетельствует, в частности, позитивный опыт интеграции банковских систем государств Евросоюза и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН и ряда других региональных экономических объединений . Как показывает мировой опыт, ключевую роль в углублении взаимодействия стран в банковской сфере играет реализация внутри интеграционных объединений инициатив по упразднению административно-правовых и экономических барьеров, разделяющих национальные рынки банковских услуг.

В частности, для стимулирования процесса создания общего рынка банковских услуг в Евросоюзе на наднациональном уровне были приняты специальные директивы, предусматривающие гармонизацию странами-членами банковского законодательства, организацию тесного экономического сотрудничества национальных контролирующих органов и переход на единые стандарты в области банковского надзора, в том числе установление унифицированных требований к минимальному размеру уставного капитала банков, составу его акционеров и участию в капитале небанковских организаций. Сближение подходов к регулированию банковской деятельности в государствах Евросоюза позволило им перейти на принцип взаимного признания банковских лицензий национальных кредитных институтов - так называемый единый паспорт, согласно которому банк, получивший лицензию на осуществление банковской деятельности в одной из стран ЕС, приобретал возможность открывать подразделения или дочерние офисы и предоставлять через них банковские услуги на всей территории интеграционного блока.

В частности, для стимулирования процесса создания общего рынка банковских услуг в Евросоюзе на наднациональном уровне были приняты специальные директивы, предусматривающие гармонизацию странами-членами банковского законодательства, организацию тесного экономического сотрудничества национальных контролирующих органов и переход на единые стандарты в области банковского надзора, в том числе установление унифицированных требований к минимальному размеру уставного капитала банков, составу его акционеров и участию в капитале небанковских организаций. Сближение подходов к регулированию банковской деятельности в государствах Евросоюза позволило им перейти на принцип взаимного признания банковских лицензий национальных кредитных институтов - так называемый единый паспорт, согласно которому банк, получивший лицензию на осуществление банковской деятельности в одной из стран ЕС, приобретал возможность открывать подразделения или дочерние офисы и предоставлять через них банковские услуги на всей территории интеграционного блока.

Углублению сотрудничества стран АСЕАН в банковской сфере способствовало достижение договоренностей об установлении преференциальных норм регулирования для национальных банков, осуществляющих экспансию внутри объединения. Принятие указанных норм позволило упразднить для банков стран АСЕАН многие ограничения, действовавшие в отношении кредитных институтов из других государств. В частности, банкам региона был предоставлен национальный режим в любой из стран-участников интеграционной группировки, благодаря которому их деятельность стала регулироваться на тех же основаниях, что и местных кредитных организаций.

Учитывая опыт указанных региональных интеграционных объединений, к числу приоритетных мер, которые способствовали бы активизации сотрудничества государств СНГ в банковской сфере и построению в перспективе единого рынка банковских услуг на пространстве Содружества, было бы целесообразно отнести следующие: унификация банковского законодательства стран-участников по таким ключевым направлениям, как процедуры лицензирования и прекращения банковской деятельности, обязательные нормативы, требования к минимальному размеру и уровню достаточности капитала, профессиональной пригодности и деловой репутации лиц, осуществляющих управление кредитными организациями, раскрытию информации об их собственниках, стандартам корпоративного управления; снятие административно-правовых барьеров на пути движения национального банковского капитала, предполагающее формирование для банков региона особой регулятивной среды, упрощающей их доступ на рынки друг друга, в том числе за счет более ускоренной выдачи им разрешений на создание или приобретение кредитных организаций в стране-реципиенте прямых и портфельных инвестиций; усиление координации деятельности национальных органов банковского регулирования и надзора, предусматривающее их более тесное взаимодействие в вопросах контроля над операциями и финансовым состоянием банковских групп, осуществляющих экспансию в регионе; обеспечение организационно-правовых условий, позволяющих банкам региона предоставлять трансграничные финансовые услуги на всей территории СНГ.

С технической точки зрения интеграция могла бы происходить в рамках построения системно-значимых платежных систем. Согласно ФЗ РФ «О национальной платежной системе»: платежная система может признаваться Банком России системно-значимой, исходя из степени существенности влияния функционирования платежной системы на финансовую систему, а также в соответствии со следующими критериями:

-размером отдельных переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы;

-общим размером переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы;

-осуществлением переводов денежных средств в рамках платежной системы в минимальные сроки;

-осуществлением переводов денежных средств в иностранной валюте;

-осуществлением переводов денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами;

-осуществлением переводов средств бюджетной системы Российской Федерации;

-взаимодействием с другими платежными системами;

-размером доли на рынке оказываемых платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры;

-трансграничностью платежной системы;

-иными критериями, установленными Банком России.

В статье 15 ФЗ РФ «Трансграничная платежная система» установлены основные свойства трансграничной платежной системы:

1. Платежная система, в которой оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры находятся на территории Российской Федерации, а один или более участников платежной системы находятся на территории иностранного государства либо при обратном соотношении является трансграничной платежной системой.

2. Операторы по переводу денежных средств, находящиеся на территории Российской Федерации, могут участвовать в трансграничной платежной системе, в рамках которой возможно осуществление перевода денежных средств между указанными операторами по переводу денежных средств, при соблюдении следующих требований: наличии правил платежной системы, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона; привлечении оператором платежной системы операционного центра, клирингового центра, расчетного центра (центров), находящихся на территории Российской Федерации; учете средств гарантийного фонда платежной системы (в части гарантийных взносов российских участников платежной системы) в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона; наличии официального представителя на территории Российской Федерации в целях взаимодействия с Банком России в целях осуществления наблюдения в национальной платежной системе.

3. Участники трансграничной платежной системы, находящиеся на территории иностранного государства, не приобретают права обслуживать клиентов на территории Российской Федерации в силу участия в трансграничной платежной системе.

Рассмотренные меры позволили бы не только расширить межгосударственное взаимодействие в банковском секторе, но и, учитывая его центральное место в финансовых системах стран СНГ, придали бы мощный импульс развитию их сотрудничества во всех сферах финансового рынка. Тем самым был бы сделан важный шаг к построению общего регионального рынка финансовых услуг и в целом к формированию единого экономического пространства СНГ.